Слово СТРАХ в русском фольклоре: в пословицах и поговорках

Русалки и водяные В мировом фольклоре существует множество историй о полуженщинах, полурыбах, обольстительных обитательницах морских пучин Истоки этих легенд восходят к Древнему Вавилону Почему они сохранились и по сей день. Может быть, правы современные психологи, утверждающие, что этот образ символизирует сексуальное желание, ведущее к саморазрушению. В наши дни люди, как правило, отрицают существование русалок, так же как и единорогов Эти мифические существа, с телом лошади или другого животного, но обязательно с одним единственным рогом, часто упоминаются в сказках и преданиях Только ли благодаря человеческой фантазии вошли они в фольклор. И хотя теперь он обладал сокровищами и русалкой, выполнявшей его желания, при этом он оставался пленником. Он оказался в ловушке благодаря собственной жадности. Хорошо известно, что русалки жестоко мстят, будучи обманутыми или как-то обиженными. Источником этих представлений о русалках, возможно, являются сексуальные фантазии мужчин о непокорном создании, помешанном на исполнении только собственных желаний. Согласно некоторым легендам, русалка — это падший ангел, пищей которому служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков в свои сети.

ЭДИП В СВЕТЕ ФОЛЬКЛОРА

Эти машины отлавливали советских детей и увозили неизвестно куда [м. Перед нами — одна из страшных историй, которые в —е годы ходили по городам СССР. Содержание этого термина дискуссионно, но в самом общем смысле под городскими легендами понимаются бытующие в современных обществах варьируемые анонимные тексты, содержащие устойчивые фольклорные мотивы и имеющие установку на достоверность.

После антропологического поворота в исследованиях фольклора, начавшегося в е годы, устные тексты и фольклорные нарративы например, слухи и легенды стали рассматривать с точки зрения той социальной функции, которую выполняет их воспроизведение в обществе.

Мышь не безобразна — не во внешности её лежит источник страха”, — читаем в работе М.Волошина. Возможно, этот страх обусловлен своего рода.

Бутенко Под черным юмором обычно понимается сочетание смешного с ужасным, трагическим. Его цель — рассмешив, напугать, или же, напротив, напугав, рассмешить. К этому виду юмора относятся анекдоты про уродов, покойников, вампиров, кровожадных родителей и несчастных или жестоких детей, про кровь и увечья. Что же касается смешного, то пристрастие к осмеянию уродств, насмешки над смертью и страданиями издавна присутствуют в народном искусстве балагана, в русском лубке.

Юродствуют и ерничают герои средневековых карнавалов, скоморохи, шуты. В отечественном фольклоре глумление над смертью мы видим в страшных сказках, жестоких романсах, легендах. Значительная их часть посвящена семейным отношениям. В подростковом фольклоре сегодня черный юмор существует в подавляющем большинстве случаев в виде дву- и четверостишей.

Выявляются ключевые особенности данных персонажей, генезис, а также выполняемые ими функции. Выясняется, являются ли анализируемые фигуры оригинальной составляющей исключительно шведского фольклора или элементами общемировой культурной традиции. Исследуется уровень опасности, возникающий при встрече человека с персонажами анализируемого типа.

Русский детский фольклор: учебное пособие Колядич Татьяна Михайловна Ее немного детский страх, Еще стыдливые движенья И ласковое.

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье.

Впитавший в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального хотя, как правило, анонимного творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения.

Преемственность, устойчивость художественных традиций в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.

К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей — крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы правда, в разной степени.

Понятие фольклора, виды и классификация.

Как слепить пластилинового волка Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди говорят, принимают решения, дают советы и т. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня. Примечательно, что трактовка образа волка в русских сказках практически не отличается от воплощения его в фольклоре других народов, что говорит о древности сюжетов, связанных с ним.

Поэтому, говоря об образе волка в русских сказках, нельзя замыкаться в пределах собственно русского фольклора.

составляющих концептов эмоций страх, страдание, радость в русском языко- вом сознании .. в фольклорных источниках. Например, в русской.

Версия для печати Вступительное слово: После сдачи я переработал ее в небольшую статью, которую собираюсь публиковать здесь по частям. Но буду надеяться, что как закрепление материала пресловутое повторенье — мать ученья! Стоит только взглянуть на яркий и удивительно многообразный бестиарий, созданный нашими предками, дабы убедиться в том, что им не было чуждо все страшное и таинственное: Помимо этого, существуют целые фольклорные жанры, целью которых является запугивание слушателя: Тревожной, жуткой атмосферой обладают также многие сказки, причем не только волшебные, где герой противостоит неким демоническим силам, но даже сказки о животных.

И — медленное, неспешное приближение страха… обречённость — дверь оказывается незакрыта, а медведь идёт, зная:

2.1. Фольклорные мотивы и образы в ранних рассказах Габриэля Гарсиа Маркеса

Он интегрирует культуру социума определенной этнической принадлежности на особом витке исторического развития общества. В любом случае фольклор воплощает высшие духовные силы народа, отражает элементы национального художественного сознания. Этот термин впервые был введен в году английским археологом У.

Именно в фольклоре сохранены древнейшие образы страшного, числе и И теперь он знает, что страх есть одно из состояний, свойственных.

Откуда взялся"гамельнский крысолов" В истории человеческой цивилизации есть несколько архетипических образов, которые всем известны и которые кочуют по фольклору, по сказкам и легендам, по произведениям искусства - картинам, романам, операм и даже мультфильмам. Одним из таких образов является образ Крысолова. Крысы сопровождали человека на всем пути его развития. По словам зоологов, крысы жили еще во времена динозавров, и их не брало ничего: Они были истинным бичом человека, страшной проблемой, особенно во времена Средневековья, когда люди очень плотно жили в маленьких грязных городах.

Понятное дело, что там крысам было истинное раздолье. Крыса всегда вызывала у человека неодолимый страх, хотя практически всегда жила рядом с ним мог-бы привыкнуть за тысячи-то лет Боялись из-за укусов, из-за нападений на младенцев, из-за пожирания съестных припасов и другого вреда. Упоминания о вреде, причиняемым крысами, часто встречаются в легендах и хрониках.

Так, например, Базельские анналы отмечают еще в году: Впрочем, Европа голодала на всем протяжении своей истории. В очень познавательной книге Фрица Куршмана о голоде в Средние века собраны сотни текстов из хроник вплоть до великого голода годов. В этих текстах разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с их ужасающими эпизодами, включая каннибализм, и неизбежной развязкой - мором и традиционными жертвами - бедняками.

Фото-проект 13 ФОБИЙ

Такая задача сравнительно легко разрешима, если сюжет непосредственно отражает это прошлое. Сложнее обстоит дело, когда мы в фольклоре встречаемся с мотивами и сюжетами, которые явно непосредственно не восходят ни к какой исторической действительности. Старое продолжает сосуществовать с новым или параллельно или вступая с ним в различные соединения гибридного характера, которые невозможны ни в природе, ни в истории.

Эдип в свете фольклора Так, крылатый конь представляет собой соединение из птицы и коня, возникшее благодаря тому, что культовая роль птицы с приручением лошади перешла с птицы на коня. Дверей нет, в дом не попасть.

помогает решать фольклор В русском фольклоре каким-то особенным образом со- «Страшилки» учили преодолевать страх, проходить испы-.

Мышь считали нечистым животным, созданием дьявола. Согласно легенде, во время Всемирного потопа мышь прогрызла дыру в ковчеге, которую заткнула кошка хвостом. Так, если мышь покидает дом, быть пожару. Все эти мифологические предания позволяют сделать вывод о том, что уже в далёкие времена такому маленькому зверьку, как мышь, отводилась далеко не последняя роль в жизни людей. Мышь имела большую силу, можно сказать, дьявольскую власть над ними.

Мышь боялись, с нею считались. Во многих русских народных животных и волшебных сказках мышь также предстаёт сильным существом, но уже не дьявольским созданием, а наоборот, в роли помощника. Мышь-помощник — распространённый мотив сказок. В сказках польского Поморья герой получает от мыши волшебную дудочку, исполняющую все его желания, — тот же мотив мыши-помощницы.

О мышиной силе говорит и распространённое мнение о том, что слон при одном её виде бежит прочь, даже не пытаясь затоптать. Подобно слонам, мышей боятся и люди: В нём нет ни сознания опасности, ни отвращения к безобразию формы. Возможно, этот страх обусловлен своего рода генетической памятью, заложенной в нас предками.

В сказках мышь — это один из многочисленных трикстеров обманщиков или помощник героя.

Детские секреты в научном освещении

Глазовский государственный педагогический институт им. Ученый секретарь кандидат филологических наук Е. Белова Общая характеристика работы Актуальность темы В современной фольклористике изучение мира детей является одним из основных направлений. Знание детской субкультуры расширяет научные представления о закономерностях становления сознания, о характере социализации и психической адаптации ребенка в традиционном и современном обществе.

Как будто нарочно высшие силы ставят перед Александром преграду за преградой, и полководец начинает испытывать страх. В. М. Истр-ин отметил .

Все эти проблемы в нашем обществе традиционно считаются сферой профессиональных интересов психологов и психотерапевтов, в тяжелых случаях — психиатров. У них гораздо реже регистрируются психические заболевания, а в те времена, про которые нам с мужем рассказывали в фольклорных экспедициях, про такое жители вообще и не припомнят. Вот здесь опять всплывает тема напряжения и расслабления. У деревенского жителя телесное напряжение встретишь редко.

Сельчанина даже по походке можно всегда отличить от городского: Обитатели сельских просторов широко расставляют ноги и широко машут руками. В городской среде деревенского жителя всегда можно узнать по голосу, особенно в общественном транспорте. Эти люди по своей природе не могут тихо разговаривать, подавлять в себе эмоции радости или горя.

Вы точно человек?

Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца. Но в других произведениях неотвратимость вмешательства потусторонних сил так очевидна, что приходится смириться с чем-то страшным и неведомым. В произведениях, где главенствует тема страха, мир реальный тесно соприкасается с миром нереальным, сказочным, потусторонним. Эти миры очень тесно переплетаются.

Теперь входит обсуждение не только пионерского фольклора, но вообще любых страхов в фольклоре (страшные байки, былички.

И в шуме пущенной турбины Мерещится, что мать — не мать. Что ты — не ты, что дом — чужбина. Пастернак Труднее всего заметить то, что лежит у тебя непосредственно перед глазами; как-то привычнее отправляться в поисках необычайного и тайного вдаль, к экзотическим народам или по крайней мере в глубинку, подальше от цивилизации. Между тем неведомые культурные миры располагаются неслыханно близко, всего лишь на расстоянии протянутой руки. Мир детства, откуда все мы пришли когда-то, — лишь один из многих таких культурных миров.

В постижении детской субкультуры и детского фольклора, детской мифологии в последнее десятилетие совершен безусловный и впечатляющий прорыв. Изданы две представительные антологии школьного фольклора 1.

Энциклопедия одного слова (слова СТРАХ)

Актуальность настоящего исследования обусловлена двумя основополагающими представлениями европейского языкознания: Расширение исследований в области лингвокультурологии во многом объясняется сменой парадигм в лингвистике. Современный этап развития научной мысли характеризуется важнейшим методологическим сдвигом в сторону гуманитарного знания. Для лингвистики этот методологический поворот означает возрастание интереса к языку как феномену человеческой культуры.

Втрадиции хатти, в некоторых отношениях продолжающе более ранние малоазиатские культурные традиции, Страх и Ужас выступают в мифе о.

Такая задача сравнительно легко разрешима, если сюжет непосредственно отражает это прошлое. Сложнее обстоит дело, когда мы в фольклоре встречаемся с мотивами и сюжетами, которые явно непосредственно не восходят ни к какой исторической действительности. Старое продолжает сосуществовать с новым или параллельно или вступая с ним в различные соединения гибридного характера, которые невозможны ни в природе, ни в истории.

Эдип в свете фольклора Так, крылатый конь представляет собой соединение из птицы и коня, возникшее благодаря тому, что культовая роль птицы с приручением лошади перешла с птицы на коня. Дверей нет, в дом не попасть. Свайные постройки заменяются обычными наземными постройками.

Страх в твоем доме. Серия 34. Школа крота